Профайлинг – система описания личностных качеств человека и прогнозирование его поведения в различных контекстах. Помогает подробно составить психологический портрет посредством анализа психотипа, метапрограммного профиля, архетипа, ценностей, установок, факторов риска и дезадаптации личности.
В монографии подробно рассматриваются основные понятия, история развития и становления профайлинга, международные и отечественные законодательные документы, регламентирующие деятельность психолога-профайлера. Подробно раскрываются основные и специальные (инструментальные, провокативные, проксемические и пр.) методики работы профайлера. На фактическом материале показывается применение профайлинга в государственно-правовой сфере, предпринимательской деятельности и в межличностном общении.
Монография адресована психологам, полиграфологам, юристам, и работникам правоохранительных органов, специалистам по подбору кадров.

Обучение ПРОФАЙЛИНГУ

ПРОФАЙЛИНГ — это научно-практическая дисциплина, направленная на составление психологического профиля личности. Данный профиль представляет собой системное описание индивидуально-психологических особенностей человека, его ценностно-мотивационной сферы, когнитивных стилей и поведенческих паттернов.
Методология курса базируется на интегративном подходе, объединяющем эмпирически подтвержденные данные из следующих областей:
Психодиагностика личности: анализ устойчивых черт, способностей и акцентуаций.
Когнитивная и социальная психология: изучение механизмов восприятия, мышления, атрибуции и принятия решений.
Психофизиология и нейронаука: анализ вегетативных и непроизвольных реакций, связанных с эмоциональными состояниями и когнитивной нагрузкой.
Лингвистический анализ речи: выявление психологических маркеров в вербальной продукции (лексика, синтаксис, семантика).
Анализ невербального поведения: интерпретация кинесики, проксемики, паралингвистических сигналов на основе валидизированных систем, таких как FACS (Facial Action Coding System).
Профайлинг позволяет строить вероятностные модели поведения человека в различных контекстах, что является ключевой компетенцией для специалистов, работающих в системе «человек-человек».

Цели и задачи курса
Цель курса: Формирование у слушателей системы профессиональных компетенций в области инструментальной психодиагностики и прогнозирования поведения для решения прикладных задач.
Задачи курса:
Освоить теоретические основы и методологический аппарат современного профайлинга.
Сформировать навыки верификации информации, анализа вербальных и невербальных признаков несоответствия (лжи) и скрываемых эмоций.
Развить прикладные умения использования профайлинга в профессиональной деятельности: при подборе и оценке персонала, в ходе переговоров, при разрешении конфликтов и в управлении человеческими ресурсами.
Обучить методам краткосрочного и долгосрочного прогнозирования поведения на основе комплексного анализа личности.
Повысить уровень психологической компетентности участников через развитие навыков самоанализа, рефлексии и эмоциональной регуляции как ключевых инструментов работы профайлера.

Программа разработана для:
Руководителей всех уровней и специалистов по управлению персоналом (HR), нацеленных на повышение объективности при оценке и развитии сотрудников.
Специалистов служб безопасности, юристов, адвокатов и следователей, чья деятельность связана с проведением опросов, допросов и анализом достоверности информации.
Практикующих психологов, психотерапевтов и коучей для обогащения своего диагностического и коррекционного инструментария.
Специалистов в области продаж, закупок и переговоров, стремящихся к повышению эффективности коммуникации за счет глубокого понимания психологии партнера.
А также для всех специалистов, чья деятельность требует глубокого понимания индивидуально-психологических особенностей личности и прогнозирования ее поведения.

Чем отличается данная программа от большинства
Научная обоснованность и этика. Программа соответствует этическим принципам работы психолога, принятым в ведущих профессиональных сообществах (например, APA — American Psychological Association, EAPL — European Association of Psychology and Law). Мы придерживаемся принципов доказательного подхода.
Интегративный подход. В отличие от узкоспециализированных курсов, мы представляем целостную модель анализа личности, включающую когнитивный, эмоциональный, мотивационный и поведенческий уровни.
Практико-ориентированная модель обучения. Соотношение теории и практики — 30/70. Практическая часть включает в себя решение диагностических задач, анализ видеоматериалов, симуляции и работу с реальными кейсами под супервизией тренера.
Обязательный модуль самоанализа. Каждый участник проходит процедуру составления собственного психологического профиля с последующей профессиональной обратной связью. Это необходимо для понимания собственных когнитивных искажений и «слепых зон», влияющих на объективность оценки других.
Система пост-курсового сопровождения. Мы обеспечиваем профессиональную поддержку выпускников в течение 3-х месяцев после окончания курса в формате закрытой группы для разбора сложных случаев (супервизии), что способствует закреплению навыков и их интеграции в практику.

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ КУРСУ: "ПРОФАЙЛИНГ"

Что такое «профайлинг»
Составляющие профайлинга
Области применения профайлинга
Базовые принципы профайлинга
Структура модели психодиагностики личности
Что такое метапрограммы
Метапрограмма мотивации
Метапрограмма референции
Метапрограмма «Стиль реагирования»
Метапрограмма «Поиск и использование информации»
Метапрограмма «Уровень обобщения»
Метапрограмма «Локус внимания»
Метапрограмма «Локус сравнения»
Метапрограмма «Стиль восприятия»
Метапрограмма «Ориентация во времени»

Психогеометрия тела – профилирование по телосложению
Психотипология характеров
Факторы, описываемые психотипом
Основные психотипы личности
Истероидный психотип и его особенности
Эпилептоидный психотип и его особенности
Паранояльный психотип и его особенности
Эмотивный психотип и его особенности
Шизоидный психотип и его особенности
Гипертимный психотип и его особенности
Тревожно-мнительный психотип и его особенности
Депрессивно-печальный и его особенности
Стратегии лжи различных типов
Подстройка и дезадаптация различных типов

Эмоциональный интеллект
Глубинные эмоции Я. Панксеппа
Психоэволюционная теория эмоций Р. Плутчика
Базовые прототипы адаптивного поведения и соответствующие им эмоции
Правила отображения эмоций на лице
Эмоция печали, ее характеристики и особенности проявления
Эмоция гнева, ее характеристики и особенности проявления
Эмоция радости, ее характеристики и особенности проявления
Эмоция удивления, ее характеристики и особенности проявления
Эмоция отвращения, ее характеристики и особенности проявления
Эмоция презрения, ее характеристики и особенности проявления
Эмоция страха, ее характеристики и особенности проявления
Эмоциональные реакции опрашиваемого на поведенческие стимулы верификатора
Инструменты кадрового профайлинга (анализ резюме, анализ социальных сетей, анализ открытых источников и баз данных)
Проективные методики
Интерпретация ответов на проективные вопросы

Что такое «феномен намеренно скрываемой информации»
Основные пресуппозиции (принципы) работы верификатора
Основные ошибки верификатора и способы их устранения
Основная формула работы верификатора
Роль значимости в детекции лжи. Оценка значимости стимула
Классификация стимулов
Контрольные стимулы
Проверочные стимулы
Нейтральные стимулы

 ВНС 

  • Психофизиология человека
  • Что такое стресс, и какое значение он имеет в детекции лжи
    • Разновидности стресса;
  • Три стадии общего адаптационного синдрома
  • Стой, бей и беги как универсальные реакции лжеца на стресс
  • Ориентировочный рефлекс;
  • Точка ориентировочного замирания и ее проявления в поведении лжеца
  • Структура нервной системы
  • Структура вегетативной нервной системы. Функции симпатической и парасимпатической нервной системы
  • Основные признаки лжи в ВНС
  • Физиологические изменения при стрессе, наблюдаемые верификатором

РЕЧЬ 

  • Речь как отражение глубинной структуры сознания
  • Психолингвистический анализ речи
  • Отражение умолчания в речи человека
  • Паттерны обобщенной речи и способы работы с ними
  • Паттерны «уверток» и способы работы с ними
  • Паттерны искажений и способы работы с ними;
  • Структура речи непричастного лица
  • Структура речи причастного лица
  • Классификация прямых и уклончивых ответов
  • Невербальное поведение и его составляющие
  • Что такое «невербальное общение» и его роль во взаимодействии между людьми
  • Кодирование и декодирование невербальных сигналов
  • Неконгруэнтность (противоречие) в невербальном поведении
  • Поведение, действие, сигналы, знаки

ЖЕСТЫ 

  • Трехмерное психологическое пространство человека: вертикаль, горизонталь, саггиталь, эгональ
  • Классификация жестов
  • Жесты-эмблемы и эмблематические оговорки
  • Жесты-иллюстраторы
  • Жесты-адаптеры
  • Жесты-манипуляторы
  • Жесты самоочищения
  • Паттерны невербального поведения непричастного и причастного лиц

ЛИЦО

  • Сигналы, передаваемые лицом
  • Типы мимики и их особенности
  • Базовые эмоции П. Экмана и их критерии
  • Правила отображения эмоций на лице
  • Что такое «мимические эмблемы»
  • Что такое «микровыражения»
  • Правила наблюдения лица
  • Система кодирования лицевых движений (FACS)
  • Единицы действия (Action Unit) как единицы измерений при кодировании лица
  • Основные мышцы лица
  • Коды двигательных единиц, их особенности и нюансы
  • Оценка интенсивности действий
  • Руководство исследования по FACS
  • Интерпретация кодов с помощью EmFACS
  • Понятие раппорта
  • Понятие установки
  • Виды опросных бесед
  • Нейролингвистическое интервью (опросная беседа с целью выявления причастности/ непричастности лица к правонарушению)
  • Исследовательский этап. Формирование психологической установки, установление раппорта, выявление базовой линии поведения и отклонения от нее
  • Боевая часть с целью выявления причастности/ непричастности опрашиваемого лица к исследуемому событию
  • Оценка физиологического состояния опрашиваемого
  • Общая оценка опросной беседы и принятие решения
  • Формулирование выводов, оформление и использование заключения верификатора
  • Методика оценки валидности утверждения (ОВУ)

Особенности данной программы
Системный анализ объекта профилирования. При составлении психологического профиля учитывается не только личность сама по себе, но и контекст ее деятельности: социальная среда, профессиональные задачи, актуальные цели и имеющиеся ресурсы.
Этический кодекс профайлера. Особое внимание уделяется вопросам ответственного применения знаний, недопустимости манипулятивных техник и соблюдения границ личности.
Интерактивные методы обучения. Работа в малых группах, деловые игры, тренинги по калибровке навыков наблюдения, использование метода «case study» для развития аналитических способностей.
Комплексное дидактическое обеспечение. Слушателям безвозмездно предоставляется полный пакет методических материалов для дальнейшей самостоятельной работы, включающий:
Руководство по системе кодирования лицевых движений (FACS).
Диагностические карты метапрограмм.
Структурированные чек-листы для проведения опросных бесед.
Скрипты и алгоритмы анализа поведения.

Системный анализ: Вы научитесь оценивать не только личность, но и контекст (среду, цели, ресурсы), что делает прогнозы поведения значительно точнее.
Строгая этика: Программа учит ответственному применению знаний, исключая манипуляции и давление. Вы осваиваете мощный инструмент и правила его безопасного использования.
Максимум практики (70/30): Обучение построено на решении реальных кейсов, симуляциях и работе в группах. Вы получаете не теорию, а работающие навыки.
Готовый инструментарий: Вы получаете полный пакет профессиональных материалов: чек-листы, диагностические карты (-руководство) для немедленного применения в работе.

Расписание курса:
6 модулей: 10:00–18:00
Продолжительность: 6 очных дней = 42 ак. часа
Два кофе-брейка и 50-мин обед ежедневно
Всего: 48 часов (42 аудиторно + 6 онлайн-супервизий)
Обучение на русском языке
Завершается итоговым тестом и сертификатом «Профайлер / верификатор»

Профессиональное обучение профайлингу — это реальный способ повысить личную эффективность и выйти на новый уровень в любой профессии.

Ожидаемые результаты:

Участники получают конкретные приёмы и методы, позволяющие освоить навыки необходимые для эффективного овладения методикой «чтения людей», позволяющие на основе комплексной оценки вербального и невербального поведения быстро считать с человека его личностные характеристики и привычки, ценности, мотивы и убеждения, составить психологический портрет посредством анализа психотипа, метапрограммного профиля, архетипа,  факторов риска и дезадаптации личности, а также спрогнозировать его поведение в интересующем контексте или ситуации.